Глава 4. Салават национальный герой и поэт-импровизатор |
||
Башкиры выдвинули в лице Салавата
не только своего национального героя, но
и первого поэта. Салават воплощал в себе
героизм и поэтический талант народа.
Салават впервые поднял башкирское
поэтическое слово как острое оружие
борьбы за светлую жизнь. Башкирский народ мечтал
видеть у себя не только батыров с мечом,
но и поэтов с пером в руке. Неудивительно
поэтому, что он признал в легендарном
Салавате и своего национального поэта.
Поэтический талант двадцатидвухлетнего
народного героя не успел раскрыться
полностью, но уважение и любовь народа к
нему были так велики и образ Салавата
был так тесно и органически связан с
народным идеалом, что его поэзия любима
поныне. В творческом наследии
Салавата Юлаева известны порядка 500
поэтических строк. В стихах "Битва"
("Яу"), "Стрела"
("Ук"), "Юноше-воину"
("Егеткэ") звучит призыв к
борьбе с угнетателями; стихи "Мой
Урал" ("Уралым"), "Родная
страна" ("Тыуган иль"), "Соловей"
("hандугас") отражает
возвышенные чувства любви к родной
земле, "Зулейха" ("Зулэйха")
- к женщине. Произведения С. Юлаева не
дошли до нас на том языке, на котором они
создавались. Сохранились лишь отдельные
его стихотворения в подстрочном
переводе на русский язык. В труде Р.Г.Игнатьева
“Башкир Салават
Юлаев, пугачевский бригадир, певец и
импровизатор”, написанном в 1975 г. на
основе следственного материала “Дело о
Салавате и Юлае”, а также народных
преданий (Р.Г. Игнатьев. Сказания, сказки
и песни. - “Записки Оренбургского отдела
Русского географического общества”, 1875,
вып. 3) и опубликованном после смерти
автора (“Известия Общества археологии,
истории и этнографии при Казанском
университете”, 1893, Т.XI, вып. 2) приведены
семь стихотворений С.Юлаева. Перевод был
сделан еще в 1868 г. покойным Г.
Давлетшиным.
До перевода на русский язык эти стихи
– “О, Урал мой благодатный!, “Тихой
ночью в перелеске”, “Я пустил стрелу
высоко”, “Было время, время храбрых”, “Высоко
летает ворон”, “Зюлейха, земная ты
Гурия”, “Родные рощи и леса” –
сохранились в рукописной форме, на языке
“тюрки”,
т.е. на том языке, на котором были
написаны приказы (см. фото),
воззвания Салавата к народу, и
переходили из рук в руки в новых списках.
Дальнейшая судьба рукописей
неизвестна. Нет никаких известий и о том,
когда, впервые, кем и из каких источников
были записаны эти стихи. В стихотворениях Салавата
Юлаева явственно ощущается авторское “Я”;
это страстный, романтически настроений
поэт и пылкий батыр, восхищающийся
красотой природы родного Урала, его
людьми и призывающий к борьбе с
угнетателями. Стихотворения Салавата
проникнуты патриотическими чувствами и
думами. Образ Урала органически и
величаво выступает в стихотворениях
Салавата, а через них – впервые в
башкирской письменной поэзии.
Любовь Салавата
к Родине, неразрывно связана с идеями
свободы. В основе его патриотизма лежат
два противоположных, но неразрывных в
своем единстве чувства: любовь к родной
земле, народу и ненависть к угнетателям,
душителям свободы. “Речь Салавата”, в которой
раскрыты основные программные задачи Крестьянской
войны применительно к трудовому
башкирскому народу, сохранилась в
устной передаче. Впервые она опубликована на
башкирском языке в 1-й книге “Трудов
научного общества при Наркомпросе БАССР”
(г. Стерлитамак, 1922), а позднее напечатана
в переводе на русский язык в книге “Песни
и сказания о Разине и Пугачеве”,
составленной А.Н. Лозановой (М.-Л., 1935). Эта
историческая речь известна также и как
замечательное поэтическое произведение:
сэсэны переложили ее
в кубаир под названием: “Присоединившись
к Пугачеву”, приписывая авторство
Салавату.
“Речь Салавата”
– это единственное произведение поэта
– предводителя, которое
непосредственно отражает конкретно–историческое
событие в Крестьянской войне 1773-1775 г.г. В своей поэзии Салават Юлаев
предстает и как мужественный джигит,
готовый пожертвовать жизнью в борьбе за
свободу, и как лирик-романтик,
влюбленный в природу родного края и его
людей. Наследие Салавата Юлаева
невелико. Но оно ценно своей глубокой
народностью, патриотичностью,
поэтической самобытностью.
Сохранившиеся стихотворения Салавата
Юлаева составляют первые страницы
башкирской поэтической литературы. |
Главная страница Глава 1 Глава 2 Глава 3 Глава 4 Глава 5 Глава 6 Глава 7
Стихи Салавата Юлаева Иллюстрации Глоссарий Список литературы